Гимназии конца 18 - начала 19 веков

Как известно, в конце 18 века Беларусь была присоединена к России. Начало нового этапа в истории Беларуси ознаменовалось преобразованиями общественно-политического и административного характера. Изменения затронули и культуру Беларуси, в частности школьное образование. Учебные заведения, действовавшие в Беларуси до этого, представляли собой довольно пеструю картину. Каждая из школ, действовавших на Беларуси, была далека от совершенства. Но в целом состояние школьного образования на Беларуси в начале 19 века по количественным и качественным характеристикам можно вполне оценить как относительно благополучное для рассматриваемого периода. Одной из самых первых гимназий на территории Беларуси является Слуцкая гимназия. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного образования и была известна современникам как Слуцкие Афины.

Необходимость реформирования в начале 19 века школьного образования в Беларуси было вызвано укреплением Российского государства, повышением требований к уровню образования государственных служащих. В Российской империи создавалась единая система государственных учебных заведений. Для "нравственного образования граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого сословия" учреждалось 4 типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты

В Беларуси стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить жителей Беларуси с "природными русскими", притесняя белорусские школы и преподавание в них на белорусском и польском языках.

Женская гимназия, г. Рогачев
Женская гимназия, г. Рогачев

С начала своей деятельности гимназии являлись общеобразовательными учебными заведениями, не подготавливавшими учащихся к какому-либо специальному виду деятельности. Дисциплины, преподаваемые в гимназиях, призваны были "обеспечить умственное и нравственное развитие" учащихся. Однако общественно-экономическое развитие Российской империи побуждало правительство вносить коррективы в организацию деятельности гимназий. По мере развития товарного производства в промышленности и в сельском хозяйстве все больше ощущались отрыв гимназического образования от нужд общества, неподготовленность выпускников гимназий как к практической деятельности, так и к административной службе.

В середине XIX века в обществе становится популярной мысль о том, что предназначение гимназии не должно ограничиваться подготовкой учащихся к поступлению в университет: гимназия должна давать специальные знания тем, кто целенаправленно готовит себя уже в средней школе к "практически-полезной", к государственной или военной службе. С 1849 года в гимназиях были введены общее и специальное отделения, или бифуркация. На общем, или латинском отделении; обучались учащиеся, намеревавшиеся продолжать учебу в университете. На специальном отделении в большем объеме преподавались предметы, необходимые для тех, кто готовил себя к государственной службе. Не последнее место в расчетах правительства, учреждавшего бифуркацию, занимала надежда на то, что усиленное изучение классических языков на одном отделении и подготовка учащихся к гражданской и военной службе, являвшейся привилегией дворянства, на другом отделении отдалит от гимназий выходцев из низших сословий. В этот период времени начинает свою деятельность Минская мужская гимназия.


        Гимназии 50-х годов 19 века
Лида
Слуцк
Свислочь
Витебск
Минск
Пинск
Гродно
Волковыск